Ананьев Б.Г. скачать
Ананьев Б.Г. скачатьАнаньев Б.Г. скачать

Ананьев Борис Герасимович - выдающийся психолог ХХ столетия, создатель теории антропологической психологии, основатель Ленинградской (Петербургской) научной психологической школы.

Б.Г. Ананьев - видный деятель психологической и педагогической науки России, академик Академии педагогических наук СССР, один из главных организаторов Всесоюзного общества психологов, журнала «Вопросы психологии». По его инициативе и при активном участии в Ленинграде были открыты Научно-исследовательский институт педагогики АПН РСФСР, Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований, отделение и факультет Психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ, ныне СПбГУ).

Родился 14 (1) августа 1907 г. во Владикавказе в семье учителя. После окончания средней школы поступил на общественно-экономический факультет Горского педагогического института (Владикавказ).

После окончания педагогического института поступил в аспирантуру Института мозга.   1930 г. - старший научный сотрудник,  1934 г. - заведующий лабораторией воспитания,  1937 г. - заведующий сектором (отделом) психологии. Организовал два цикла коллективных экспериментальных исследований -  по проблеме развития личности (характера) и проблеме чувственного познания.  В 1939 г. защитил докторскую диссертацию «Формирование психологической науки в СССР».

В 1944 году возглавил вновь созданную кафедру психологии и отделение психологии Ленинградского государственного университета. Развернул исследования по психологии чувственного познания, пространственной ориентации, психологии развития.

Вместе с тем в 1951-1960 гг. работал директором НИИ педагогики АПН РСФСР и руководил большим циклом исследований по проблемам целостности развития учащихся  и системы учебно-воспитательной работы в средней школе.

На завершающем этапе жизни декан  факультета психологии ЛГУ (с 1967 г.), заведующий лабораторией дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ ЛГУ (c 1963 г.), заведующий кафедрой общей психологии (с 1944 г. с перерывом).

Б.Г. Ананьев скончался от инфаркта 18 мая 1972 г. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

Об авторе в энциклопедииОтзывы об авторе 'Ананьев Б.Г.'
Избранные психологические труды. В двух томах. Том 1 скачатьИзбранные психологические труды. В двух томах. Том 1

В книгу включены труды выдающегося советского психолога, действительного члена Академии педагогических наук СССР, посвященные исследованию проблем человекознания, рассмотренных в системе современной науки.

В ней теоретически и экспериментально обосновываются пути целостного изучения человека как феномена природы и общества, методы исследования личности и формы возможного воздействия на процессы становления всесторонне и гармонично развитой личности общества.

скачатьОбщая психология
Избранные психологические труды. В двух томах. Том 2 скачатьИзбранные психологические труды. В двух томах. Том 2

В книгу включены труды выдающегося советского психолога, действительного члена Академии педагогических наук СССР, посвященные исследованию проблем человекознания, рассмотренных в системе современной науки.

В ней теоретически и экспериментально обосновываются пути целостного изучения человека как феномена природы и общества, методы исследования личности и формы возможного воздействия на процессы становления всесторонне и гармонично развитой личности общества.

скачатьОбщая психология
Известия АПН РСФСР. Вып. 17: Вопросы детской психологии. Часть I скачатьИзвестия АПН РСФСР. Вып. 17: Вопросы детской психологии. Часть I

В настоящий выпуск «Известим Академии педагогических наук РСФСР» вошли отдельные экспериментальные исследования отделения психологии ленинградского филиала АПН.

Организованное в 1946 году отделение психологии разрабатывает две основные проблемы: проблему формирования детского ума в процессе обучения и воспитания и проблему формирования характера у детей на основе коммунистического воспитания.

Публикуемые в настоящем выпуске психологические исследования относятся к первой проблеме — к проблеме умственного развития ребенка. Эти исследования (А.А. Люблинской, Ф.С. Розенфельд, М.Н. Шардакова, Ю.А. Самарина) составляют первый цикл в разработке этой капитальной проблемы советской психологии и педагогики.

скачатьВозрастная психология
Известия АПН РСФСР. Вып. 18: Вопросы детской психологии. Часть II скачатьИзвестия АПН РСФСР. Вып. 18: Вопросы детской психологии. Часть II

В настоящий выпуск «Известим Академии педагогических наук РСФСР» вошли отдельные экспериментальные исследования отделения психологии ленинградского филиала АПН.

Организованное в 1946 году отделение психологии разрабатывает две основные проблемы: проблему формирования детского ума в процессе обучения и воспитания и проблему формирования характера у детей на основе коммунистического воспитания.

скачатьВозрастная психология
Известия АПН РСФСР. Вып. 26: Вопросы психологии обучения и воспитания скачатьИзвестия АПН РСФСР. Вып. 26: Вопросы психологии обучения и воспитания

В настоящий выпуск «Известим Академии педагогических наук РСФСР» вошли отдельные экспериментальные исследования отделения психологии ленинградского филиала АПН.

скачатьВозрастная психология
Индивидуальное развитие человека и константность восприятия скачатьИндивидуальное развитие человека и константность восприятия

Соавтор: Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А.

В книге рассматривается одно из направлений развития сенсорных функций человека — развитие константности восприятия.

Авторы выясняют, как формируется эта особенность перцепции, какие изменения она претерпевает в течение жизни человека. На основе экспериментальных данных авторы высказывают ряд теоретических положений, касающихся факторов развития, возрастной периодизации и т. д.

скачатьОбщая психология
О проблемах современного человекознания скачатьО проблемах современного человекознания

Книга выдающегося отечественного психолога, основателя ленинградской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева посвящена психологическим проблемам, имеющим принципиальное значение для развития всей системы наук о человеке.

Автор показывает взаимосвязь труда, познания и общения, раскрывает особенности психологической структуры личности, ее становления, затрагивает вопрос о перспективах психологической науки, которой, в связи с возрастающими потребностями общественной практики, принадлежит историческая миссия интегратора всех сфер человекознания и построения его общей теории.

скачатьОбщая психология
Особенности восприятия пространства у детей скачатьОсобенности восприятия пространства у детей

Соавтор: Рыбалко Е.Ф.

В книге систематизируются и обобщаются большое количество научных исследований по вопросам развития восприятия пространства у детей.

Первая часть содержит краткое изложение общей теории механизмов восприятия пространства.

Во второй части излагаются итоги экспериментального исследования возрастных особенностей развития функций зрительно-пространственного различения.

В третьей части рассматриваются педагогические условия, благоприятствующие пространственной ориентации детей и подростков.

скачатьОбщая психология
Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков скачатьОчерки истории русской психологии XVIII-XIX веков

Книга профессора Б.Г. Ананьева является первой попыткой научной разработки некоторых вопросов истории русской психологии. Она даёт общий, краткий и неизбежно ещё очень беглый очерк важнейших направлений психологии в России XVIII и XIX вв.

Автор выдвинул и обосновал ряд положений, верных и существенных для понимания путей развития психологии в России. Ему удалось показать оригинальность русской научно-психологической мысли и тот крупней шин вклад, которым она внесла в сокровищницу мировой психологической пауки. С достаточным основанием автор указывает на наличие связи передовой психологии в России с русской материалистической философией.

скачатьОбщая психология
Очерки психологии скачатьОчерки психологии

«Очерки по психологии» выросли из цикла публичных лекций по психологии, прочитанных автором.  В «Очерки» вошли лишь некоторые вопросы психологии, относящиеся к психологической теории умственной деятельности и характера человека.

«Очерки» могут послужить началом психологического самообразования читателя.

скачатьОбщая психология
Проблема формирования характера скачатьПроблема формирования характера

Известный психолог в своей публичной лекции осветил такие вопросы, как «реакционная» сущность буржуазных теорий характера, формирование новых черт характера советского человека, строение, некоторые вопросы воспитания характера и др.

скачатьОбщая психология
Пространственное различение скачатьПространственное различение

Книга является обобщением ряда современных данных о пространственном различении.

В ней изложены результаты научного изучения пространственно-различительной деятельности основных анализаторов человека; освещаются основы пространственного различения, большое внимание уделяется зрительному, слуховому, кожно-осязательному и кинестетическому пространственному различению, роли ощущений равновесия, обоняния и функциональной асимметрии в пространственном ощущении.

скачатьОбщая психология
Психология и проблемы человекознания скачатьПсихология и проблемы человекознания

В книгу «Психология и проблемы человекознания» избранных трудов выдающегося психолога вошли его работы, которые отражают основные направления современного человекознания.

Здесь показана взаимосвязь труда, познания и общения, раскрыты особенности структуры личности, ее становления.

скачатьОбщая психология
Психология чувственного познания скачатьПсихология чувственного познания

Книга «Психология чувственного познания» представляет собой фундаментальный труд, посвященный центральной общепсихологической проблеме — психологии чувственного познания.

На разнообразном фактологическом материале автор раскрывает особенности сенсорной организации человека, дает характеристику основных форм и этапов процесса формирования чувственного знания человека об объективной действительности. Рассмотрены проблемы психологии и патопсихологии речи, прослежено преобразующее влияние речи и мышления на сенсорное развитие.

скачатьОбщая психология
Теория ощущений скачатьТеория ощущений

Книга представляет собою обобщение научных данных об основных видах ощущений: зрительных, слуховых, вибрационных, тактильных, температурных, болевых, мышечно-суставных, статико-динамических (равновесия и ускорения), обонятельных, вкусовых и внутриорганических.

В работе излагается общее учение об ощущениях и их механизмах, дается классификация ощущений и приложение теории ощущений к разным областям практики.

скачатьОбщая психология
Успехи советской психологии скачатьУспехи советской психологии

Среди крупнейших достижений советской науки особое место занимают успехи советской психологии.

Советский строй не только обеспечил благоприятные условия для дальнейшего развития научной психологии в нашей стране, но и по существу заново создал психологию как науку, обеспечив ее превращение в подлинную научную систему знаний.

скачатьОбщая психология
Человек как предмет познания скачатьЧеловек как предмет познания

Автор уделяет внимание изучению основных характеристик человека как индивида, личности и индивидуальности в связи с филогенезом и историей человечества.

В особый раздел выделены вопросы психофизиологии, эволюции человека и генетических методов познания человека.
Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов и вузов, на всех, интересующихся проблемами философии и психологии.

скачатьОбщая психология
Личность, субъект деятельности, индивидуальность

Социальное формирование человека не ограничивается формированием личности, утверждал Ананьев, становление человека как субъекта познания и деятельности происходит в жизненных условиях.

Сложнейшие образования — личность и индивидуальность — формируются на основе природных свойств человека как индивида, в котором структура органических потребностей и темперамент составляют природные свойства высокого уровня, а возрастно-половые особенности индивидуального развития — специфический класс первичных природных свойств.

скачатьОбщая психология



Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

Подписаться