Мамардашвили М.К. скачать
Мамардашвили М.К. скачатьМамардашвили М.К. скачать

Мераб Константинович Мамардашвили (15 сентября 1930, Гори, Грузинская ССР, СССР — 25 ноября 1990, Москва) — советский философ, доктор философских наук, профессор.

Окончив школу с золотой медалью, он поступил на философский факультет МГУ, который и окончил в 1954 году. После окончания аспирантуры в 1957 году Мамардашвили работал в редакции журнала «Вопросы философии», где была опубликована его первая статья «Процессы анализа и синтеза», в 1961-1966годах был в командировке в Праге, работал в журнале «Проблемы мира и социализма».

Позже он работал в московских институтах, читал лекции на психологическом факультете МГУ, во ВГИКе, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в других городах страны. В этих многочисленных лекциях (в т. ч. о Декарте, И. Канте, М. Прусте, сознании и др.) наиболее полно отразился «сократический» характер философствования Мамардашвили. В 1968-1975годах был заместителем главного редактора журнала «Вопросы философии» И.Т. Фролова.

При жизни философа были изданы его книги: «Формы и содержание мышления» (1968), «Классический и неклассический идеалы рациональности» (1984) и «Как я понимаю философию» (1990), а также «Символ и сознание» (совместно с А. М. Пятигорским, 1982). С 1980 года Мамардашвили жил в Тбилиси, работал в Институте философии. После смерти ученого свет увидела его книга «Картезианские размышления» (1993).

Об авторе в энциклопедииМамардашвили М.К.. Аудио-книгиМамардашвили М.К. на видеоОтзывы об авторе 'Мамардашвили М.К.'
Введение в философию

Введение в философию, или То же самое, но в связи с романом Пруста «В поисках утраченного времени».

Одна из лекций, прочитанных философом М. К Мамардашвили (1930-1990) на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

скачатьФилософия
Как я понимаю философию скачатьКак я понимаю философию

Философский акт, по мнению М.К. Мамардашвили, изначально, в принципе разворачивается на уровне рефлексии. Поскольку мысль или, точнее, то состояние, когда она случается, как единственное событие, помыслить самому мыслящему невозможно, а говорить об этом приходится, философы прежде всего попытались выявить и описать именно это состояние. По сложившейся традиции его называют обычно трансцендированием. То есть устремлением человека к чему-то поверх и помимо его ситуации, которую он воспринимает и которая на него воздействует. Человек трансцендирует себя – здесь и возникла проблема, ибо если есть трансцендирование, то, казалось бы, должно быть и трансцендентное, то есть где-то вне человека, в некоей высшей реальности существующее что-то в виде чистых предметов или сущностей (платоновских идей).

Источник: www.ihtik.lib.ru скачатьФилософия

Кантианские вариации скачатьКантианские вариации

Этот курс лекций о философии Канта был прочитан М.Мамардашвили в начале 1982 года в Москве. Читая лекции о своих любимых философах, Мераб Константинович никогда не предпринимал специальных усилий для их публикации. Единственное исключение — `Кантианские вариации`. Он мечтал еще при жизни издать эту книгу, но обстоятельства сложились так, что только сейчас выпустили в свет это уникальное издание.

Источник: www.yanko.lib.ru скачатьФилософия

Картезианские размышления скачатьКартезианские размышления

Пожалуй, не было в последние десятилетия в России философа, чьи работы вызывали бы такой интерес не только у специалистов, но и у самого широкого круга читателей, как Мераб Мамардашвили.

Работа М. Мамардашвили "Картезианские размышления" открывает "золотую серию", которая будет составлена из трудов российских и зарубежных авторов, естественным образом вошедших в мировую гуманитарную литературу.

Источник: www.yanko.lib.ru скачатьФилософия

Классический и неклассический идеалы рациональности скачатьКлассический и неклассический идеалы рациональности

В книге, на примерах из физических и гуманитарных наук, рассмотрены основные (имеющие философский характер) посылки и допущения, которые определяют как требования, предъявляемые к объективности научного знания, так и возможности ее достижения познающим субъектом. Проанализирована эволюция этого рода онтологических и эпистемологических представлений в XX веке, обусловленная новейшими открытиями в физике, в социальных теориях, в психологии и т.п. Основной задачей явилось в книге рассмотрение того, как в современной картине мира неклассически формулируется идеал рациональности нашего знания о мире.

Источник: www.ihtik.lib.ru скачатьФилософия

Необходимость себя. Введение в философию скачатьНеобходимость себя. Введение в философию

"Что Вы собственно имеете в виду, когда говорите, что занимаетесь философией?" – вот вопрос, и все, что последует ниже, будет своего рода объяснением с читателем по этому поводу.

С одной предваряющей оговоркой: это лишь попытка передать путем рассуждения вслух некую манеру или угол зрения, своего рода устройство моего глаза, относительно видения вещей.

скачатьФилософия
Психологическая топология пути скачатьПсихологическая топология пути"Я хочу сказать, что все тела желаний есть одновременно пространственно временная локализация мира, который без нее остался бы чисто ментальным или эпифеноменальным. То есть парами в нашей голове, которые не имеют ни пространства, ни времени. Происходят реальные вещи, а в головах наших – привидения."скачатьФилософия
Сознание и цивилизация скачатьСознание и цивилизация

В настоящем издании собраны тексты, беседы, интервью и лекционные материалы М. Мамардашвили, посвященные или непосредственно связанные с анализом проблематики гражданского общества.

Книга адресована для широкой читательской аудитории: преподавателям и учащимся, исследователям и экспертам, всем интересующимся социальной и политической проблематикой.

Источник: www.ihtik.lib.ru скачатьФилософия

Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии скачатьСтрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии

Существует достаточно важная группа принципов исследования научного знания, которая может быть получена простым развитием соображений, касающихся вообще места сознательного опыта в системе природы, описываемой в нем же самом физически (то есть не в терминах сознания, «субъекта»). Вытекающие отсюда жизнеподобные черты познавательных формаций, ограничения положения наблюдателя в его отношении к миру знания и т.д. порождают законный вопрос об особом пространстве и времени знания как естественноисторического объекта. Этим вопросам и посвящена данная книга.

скачатьФилософия
Философские чтения скачатьФилософские чтения

Иногда нам действительно ничего не остается, кроме ожидания светлой радости мысли... Есть некая точка, в которой, вопреки всем силам природы и общественным силам, мы можем тем не менее хотя бы думать честно. И я уверен, что каждый из вас, независимо от того, приходилось ли вам быть не просто в состоянии честности, а в состоянии честной мысли, знает об этом. А именно: что человек испытывает, когда в нем загорается вдруг неизвестно откуда пришедшая искра, которую можно назвать Божьей искрой. Так что существует это особое состояние некой пронзительной и одновременно отрешенной, какой-то ностальгической или сладко-тоскливой ясности, относительно которой имеет смысл задавать вопросы. Даже беду в мысли... можно воспринимать на этой звенящей, пронзительной и, как это ни странно, радостной ноте. Хотя, казалось бы, что может быть радостным в беде?! Естественно, только то, что ты мыслишь.`

Источник: www.yanko.lib.ru скачатьФилософия

Формы и содержание мышления скачатьФормы и содержание мышления

В центре внимания автора проблема генезиса знания, анализ принципов получения нового знания. В качестве исходного пункта рассмотрения проблемы взята антиномия эмпиризма и рационализма. Понятия «форма» и «содержание» мышления выступают в качестве наиболее общих категорий исследования. В работе исследуются возможности выявления механизма генезиса знания, открывающиеся благодаря выделению особого образования, связи «форма-содержание», впервые появляющегося в философии Гегеля. Дан критический анализ развития вопроса, которое, исходя из утверждения тождества бытия и мышления, предлагает Гегель.

В настоящее издание вошли также три примыкающие по времени и тематике к этой работе статьи «Процессы анализа и синтеза» (1958), «Анализ сознания в работах Маркса» (1968) и «Превращенные формы. О необходимости иррациональных выражений» (1970).

Тексты приводятся по их последнему прижизненному изданию в 1990 г. в книге М.К.Мамардашвили «Как я понимаю философию». Завершает книгу статья В.Ю.Файбышенко «История познания, или Познание как история», в которой представлен опыт современного прочтения работы «Формы и содержание мышления».

скачатьФилософия
Эстетика мышления скачатьЭстетика мышления

Читая эту книгу, можно убедиться, что проблема мысли и социальной формы была для автора центральной, так как он стремился на опыте собственной жизни претворить пережитое страной тотальное зло в новую реальность, поставив тем самым своеобразный бытийно-личностный эксперимент в российской культуре.

Во всяком случае, для меня очевидно, что на основе именно этого эксперимента рождался его мир, который мы можем назвать сегодня миром Мераба Мамардашвили, с его претензией, которую он никогда не скрывал, преодолеть "мыслительную неграмотность целой страны". Именно об этом идет речь в его беседах.

скачатьФилософия



Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

Подписаться