Шадриков В.Д. скачать
Шадриков В.Д. скачатьШадриков В.Д. скачать

Владимир Дмитриевич Шадриков (1939) — советский и российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии. Автор теории системогенеза деятельности и теории способностей. Доктор психологических наук, профессор. Действительный член АПН СССР — РАО.

Закончил в 1962 году Физико-математический факультет Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского (ЯГПИ) по специальности «преподаватель математики и физики». В 1962–1965 годах преподаватель, директор средней школы в посёлке городского типа Эвенск Магаданской области. В 1965–1968 годах закончил аспирантуру кафедры психологии ЯГПИ; кандидатская диссертация на тему «Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору».

С 1965 года преподаватель кафедры психологии ЯГПИ, доцент (1970). Участвовал в 1970-х годах в создании Факультета психологии открытого Ярославского государственного университета (ЯрГУ). В 1971–1982 годах был его деканом и заведующим кафедрой психологии труда и инженерной психологии. В 1976–1982 годах проректор ЯрГУ по учебной работе. В 1977 году защитил докторскую диссертацию «Системный подход в психологии производственного обучения». В 1982–1985 годах ректор ЯГПИ.

В 1985–1988 годах заместитель министра просвещения СССР. В 1988–1992 годах первый заместитель председателя Государственного комитета СССР по народному образованию — Министр СССР. Занимался совершенствованием содержания и организационных основ общеобразовательной школы и педагогического образования. В 1992 году заместитель председателя Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики России. В 1993–1996 годах заместитель председателя Государственного комитета России по высшему образованию. В 1996–1998 годах первый заместитель министра, в 1998–2001 годах заместитель министра общего и профессионального образования России (с 1999 года — министра образования России). Помимо прочего занимался организацией разработок Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования. Был членом Советов по русскому языку (1995–1997) и по взаимодействию с религиозными объединениями (1999–2001) при Президенте России.

Заведующий кафедрой психологии младшего школьника Московского педагогического государственного университета.

С 2001 года профессор кафедры общей психологии и научный руководитель Факультета психологии Высшей школы экономики. Преподаёт также на Факультете начальных классов Московского педагогического государственного университета. Член редакционных советов журналов «Психологический журнал», «Экспериментальная психология».

Член-корреспондент АПН СССР (1982). Исполняющий обязанности президента АПН СССР (1989–1990). Действительный член АПН СССР — РАО (с 1990).

Об авторе в энциклопедииШадриков В.Д. на видеоОтзывы об авторе 'Шадриков В.Д.'
Введение в психологию: способности человека скачатьВведение в психологию: способности человека

На основе переосмысления данных теоретических и экспериментальных исследований дается новое понимание основополагающих положений психологической науки. Центральное место отводится анализу способностей человека.

Рассматриваются биологические механизмы способностей, их структура, а также общие и специальные способности. Большое внимание уделяется духовным способностям, их роли в учебной деятельности и познавательных процессах.

скачатьОбщая психология
От индивида к индивидуальности. Введение в психологию скачатьОт индивида к индивидуальности. Введение в психологию

В монографии рассматривается становление присущих человеку психических качеств, духовных основ человечности. Раскрыты природа и движущие силы перехода от инстинктов к духовности как специфически человеческому способу психической жизни.

Освещаются возникновение и развитие внутренней жизни человека. Раскрываются его структура и функции, дается периодизация его формирования. Выдвигается положение о том, что внутренний мир человека – особого рода потребностно-эмоциональная субстанция, обеспечивающая сохранение и тождество личности в процессах ее изменения и развития. Формулируются законы функционирования внутреннего мира и его индивидуальные проявления.

Дается системное описание способностей человека, показывается, что содержательно способности можно определить с учетом трех измерений: индивида, субъекта деятельности и личности. Прослеживается развитие способностей от природных к духовным. Предлагается авторская модель интеллекта.

скачатьОбщая психология
Профессиональные способности скачатьПрофессиональные способности

В монографии рассмотрены идеологические, методологические и теоретические проблемы изучения общих и профессиональных способностей. Сформулированы принципы изучения способностей, указаны особенности профессионального тестирования и интерпретации полученных результатов, раскрыто содержание понятия «профессиональные способности».

Освещена связь профессиональных способностей с общими способностями, проанализированы место и значение способностей в системе деятельности как ведущей детерминанты успешности. Приведены примеры профессиографического описания деятельности, исследованы отношения способностей и компетентности субъекта деятельности, перечислены возможности разработки профессионального стандарта. Кроме того, рассказано о развитии общих и профессиональных способностей в учебной и трудовой деятельности.

скачатьОбщая психология
Психология деятельности и способности человека скачатьПсихология деятельности и способности человекаРассматривается система объективных закономерностей, которые характеризуют индивидуальную деятельность, ее теоретические начала, а также психологическая сущность обучения как процесса формирования психологической системы деятельности.скачатьОбщая психология



Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

Подписаться