Вышеславцев Б.П. скачать
Вышеславцев Б.П. скачатьВышеславцев Б.П. скачать

Вышеславцев Борис Петрович (1877-1954) - философ, специалист по этике, истории философии и религии.

После окончания в 1899 году юридического факультета Московского университета вёл адвокатскую практику. В 1902 году оставил адвокатуру и начал подготовку к профессорскому званию в области философии под руководством П. И. Новгородцева. В 1914 году Вышеславцев защитил магистерскую диссертацию на тему «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии», которая была издана в виде книги. С 1917 года -профессор философии права Московского университета.

В 1922 году Вышеславцев эмигрировал из России в Германию, в Берлин, где до 1924 года преподавал в основанной Н.А. Бердяевым «Религиозно-философской академии», затем вместе с Академией переехал в Париж. Принимал участие в организации издательства YMCA-Press (Париж). C 1925 года - один из редакторов религиозно-философского журнала «Путь».

Разрабатывал проблематику «философии сердца», антропологии, теории культуры. Его книга «Сердце в христианской и индийской мистике» (1929) - первая систематизирующая работа по православному пониманию проблемы.

Знакомство с К. Юнгом привело Вышеславцева к увлечению психоанализом, что отразилось в его главном философском труде «Этика преображенного Эроса. Проблема Закона и Благодати».

В 1950-е годы сотрудничал с Народно-трудовым союзом (НТС). Умер Вышеславцев в Женеве 5 октября 1954 года.

Вечное в русской философии скачатьВечное в русской философии

Основные проблемы мировой философии являются, конечно, проблемами и русской философии. В этом смысле не существует никакой специальной русской философии. Но существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения. Разные нации замечают и ценят различные мысли и чувства в том богатстве содержания, которое дается каждым философом. В этом смысле существует русский Платон, русский Плотин, русский Декарт, русский Паскаль, и, конечно, русский Кант.

скачатьФилософия
Философская нищета марксизма скачатьФилософская нищета марксизма

«Ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин не подозревали современных открытий в области физики и психологии: современная научнофилософская диалектика говорит свое «нет» старому понятию материи и старой психологии сознания, на которых ориентировался марксизм.

Все философские проблемы теперь ставятся иначе, чем во времена Маркса и Энгельса. Марксизм их просто не понимает: для него не существовало и не существует проблемы детерминизма и индетерминизма в физике, проблемы сознания и бессознательного в психологии, проблемы свободы и необходимости в этике и, наконец, новейшей фундаментальной философской проблемы ценности».

скачатьФилософия
Этика преображенного Эроса скачатьЭтика преображенного Эроса

В центре «Этика преображенного Эроса»  находится традиционная для философов России тема столкновения этики долга и этики творчества, «этики Закона» и «этики Благодати». Эта тема исследуется философом с учетом открытий психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг), крупных достижений этической мысли XX века (М.Шелер, Н.Гартман и др.).

скачатьФилософия
Этика Фихте скачатьЭтика Фихте

Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии (1914)

В своей книге о Фихте Вышеславцев  положительно характеризуя принципы трансцендентального идеализма, особо подчеркивал «иррациональные» элементы в фихтеанстве и значение интуиции в познании. «Тема метафизики - вся таинственная беспредельность, развертывающаяся в интуиции». Интуиция оказывается своего рода «прорывом» к абсолютному, которое «не дано в понятиях». Этот интерес к иррациональному в бытии и познании получил развитие в последующем творчестве Вышеславцева.

скачатьФилософия



Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

Подписаться